Посмотрите на свои кроссовки глазами архитектора
Что общего у кроссовок и архитектуры? На самом деле гораздо больше, чем кажется. Некоторые архитекторы занимаются дизайном кроссовок сами (как, например, в свое время Заха Хадид) или — что бывает куда чаще — вдохновляют своим творчеством других. Так, первые Nike Air Max были созданы под впечатлением от центра Помпиду в Париже. Мы предлагаем вам надеть «очки архитектора» и по-новому взглянуть на любимую обувь.
Глеб Киренков
архитектор и основатель NDA Studio, в прошлом дизайнер бренда технологичной одежды Nameless
adidas Superstar
Минимализм
Вся серия adidas Original — о простых силуэтах и внимании к деталям. Белый цвет иногда создает слишком чистый силуэт, о котором можно сказать «глазу не за что зацепиться». Но как раз на нем становятся заметными швы, линии и цветные акценты.

Этот принцип работы с белым использовал фотограф Николас Алан Коуп. В его работах мы видим черно-белую архитектуру, которая, находясь в природном ландшафте, приобретает оттенки всего, что находится вокруг.

Общая лаконичность модели Superstar напоминает здания Ле Корбюзье. Он одним из первых отказался от декоративных элементов и ввел в архитектуру простую геометрию форм, ценил естественное освещение и предпочитал цвета спокойной цветовой палитры: белый и оттенки серого.
Детали здания в стиле модернизм
Лестница в стиле минимализм
Nike Air Max 97
«Компьютерный» дизайн из будущего
Многие знают историю первых Nike Air Max, на создание которых Тинкера Хэтфилда вдохновил Центр Жоржа Помпиду в Париже. Модель Air Max 97 придумана под впечатлением от дизайна высокоскоростного японского поезда Синкансэн. В них прослеживается влияние и параметрической архитектуры, в которой форма объекта определяется с помощью программы — при этом программа является не просто инструментом, а полноценным «соавтором». Этот метод проектирования одной из первых стала использовать Заха Хадид, тем самым совершив революцию в архитектуре.

Плавные линии кроссовок напоминают конструкцию стадиона в Катаре, построенного по проекту Zaha Hadid Architecture & Design. По словам архитектора, на создание этого объекта ее вдохновил внешний облик арабских «доу» — традиционных парусных судов, которые раньше бороздили воды Персидского залива.
Интерьер в стиле параметрической архитектуры, 3D-модель
Здание из металла и стекла, иллюстрация
New Balance 574
В стиле каменных джунглей
Классическая модель американского бренда из середины 80-х годов: ее носят почти все — от американских работяг до английских футбольных фанатов. Геометрическая конструкция, рубленый силуэт и холодные цвета этих New Balance напоминают городскую бетонную застройку.

Эстетика бетона близка японскому архитектору Кензи Цанге: в разработанном им Olivetti Complex холодные фасады разбавлены разноцветной окраской элементов.

Одна из особенностей бетона — он не всегда уютен. Но мексиканскому бюро Tannat удалось создать дом, в котором этот материал выглядит теплым. Из бетона выполнена отделка дома снаружи и пол в гостиной, но при этом в нем много окон: свет делает бетон «мягче», а синий цвет, в который окрашены стены, приглушенным. Похожую функцию выполняет замша в New Balance 574: с одной стороны — холодный «бетонный» цвет, с другой — мягкий натуральный материал.
Фрагмент интерьера дома в Мехико, бюро Tanat, фотограф Sergio López
Фасад дома в Мехико, бюро Tanat, фотограф Sergio López
ASICS Gel-1090
Окружающий мир
Дизайн ASICS всегда самобытный и узнаваемый, а многие детали конструкции вдохновлены природой и окружающим миром. Например, одни из первых пар бренда созданы под впечатлением от присосок на щупальцах осьминога.

Дизайн этих кроссовок, с белыми полосками, черными плоскостями и яркими акцентами — генплан территории. Белые линии дорог, тротуаров, улиц, черные плоскости — крыши, парковки. Зеленые элементы — скверы и крыши с озеленением, а яркие акценты — спортивные площадки и зоны активного отдыха.

По такому же принципу «зонирования» создано и здание медицинского центра в Поррересе, спроектированное бюро Maca Studio. Снаружи здание окрашено в белый, а его элементы по-разному оформлены в материале, цвете и оконных формах. Балкон и двери «обернуты» в квадратную желтую прихожую и дополняют простой белый цвет экстерьера. Стены зала ожидания тоже желтые — в цвете солнечных лучей, радости и надежды.
Жилой комплекс, 3D-визуализация
Желтая лестница, 3D-модель
Иллюстрации: Глеб Киренков
Текст: Глеб Киренков, Илья Вахошкин