«У тебя работа мечты», — это самое частое, что я слышала и слышу
Интервью с экс-директором бьюти-отдела Glamour Анной Саакян
Проработав 17 лет в одном из топовых журналов, Анна с легкостью перешла с надушенных глянцевых страниц в современный мир онлайн-медиа, инфлюенс-маркетинга и PR. Узнали у нее, что сейчас происходит с бьюти-сферой, какой косметикой она пользуется и кого читает.
О глянце нулевых
В нулевые глянец казался недостижимой мечтой, потому что был в новинку
Первым появился Cosmopolitan, в 1994-м, я как раз училась на втором курсе журфака МГУ. Казалось, редакторы этого журнала точно знают, как одеваться, строить карьеру и ходить на свидания. После стали появляться и другие: Elle вышел в России в 1996 году, Vogue — в 1998-м, Glamour — в 2004-м. Работать в глянце — это как полететь в космос. Когда ты попадал в такой журнал, было ощущение, что творишь историю.
Я пришла в бьюти… по объявлению
Глянцевые журналы были главным источником новостей из мира красоты и моды
Это был 1997 год, глянец я не читала, почти не красилась. Не помню, пользовалась ли кремом, но точно дышала над отваром календулы, чтобы избавиться от прыщей перед выпускным (так делать не надо!). Поскольку я поступила в аспирантуру и собиралась защищать кандидатскую, то искала ненапряжную подработку. Вместо чатов в соцсетях была доска объявлений у деканата, где периодически вывешивали вакансии. Там я увидела, что журнал Hair's How ищет авторов. Кандидатскую я так и не защитила, аспирантуру не окончила, но в бьюти осталась на всю жизнь.
Поэтому они могли весить как гантели и состоять из сотен страниц, где первые триста — рекламные развороты Dior, Chanel, Gucci, Tiffany & Co, Prada, Estée Lauder. Высший пилотаж для бренда — выйти на страницах Vogue, чтобы на следующий день их вещи или косметику хотели купить все.

Эта магия начала исчезать появлением инфлюенсеров, которые сами стали превращаться в полноценные медиа с собственной командой фотографов, копирайтеров, пиарщиков и агентов. Их мнению подписчики доверяли больше, чем печатным СМИ и интернет-изданиям, где «сплошная реклама».
По моим ощущениям, историй из серии «я мечтаю стать редактором глянца» уже почти нет
А зря: это отличная школа и возможность погрузиться в рынок бьюти по самые ушки и понять, откуда растут ноги каждой помады и крема. Бывшие стажеры бьюти-отдела Glamour сейчас работают руководителями PR-служб в самых известных розничных сетях косметики, редакторами модных изданий и продюсерами.
Премия Glamour Best of Beauty 2021
О работе в Glamour
«У тебя работа мечты», — это самое частое, что я слышала и слышу от друзей и подписчиков
Когда люди удивляются: «Как ты проработала на одном месте почти 17 лет?» — отвечаю, что я их не заметила, каждый день был особенным. Но что всегда оставалось неизменным — это дедлайны. Ты можешь быть на показе в Париже, на презентации в Москве, на конференции по эстетической косметологии за городом, на съемке, но твои 40+ полос про бьюти в журнале должны быть сданы вовремя.
У меня в жизни вообще не было ни одного классического собеседования
Когда сын спрашивал, как вести себя при приеме на работу, могла ответить только «не знаю» и посоветовать, как одеться. Мое собеседование с Викторией Давыдовой, первым редактором Glamour, длилось три минуты, и в тот же день я отнесла трудовую книжку. Забрала ее почти спустя семнадцать лет, когда издательский дом остановил работу в России.
Премия Glamour Best of Beauty 2021
Анна Саакян и парфюмер Доминик Ропьон
Мой обычный день в Glamour всегда начинался по-разному
Например, с двухчасовой редколлегии, на которой мы обсуждали темы и накидывали идеи, а также занимались рассылкой бьюти-планов — чтобы написать статью про мерцающие тени или сухие шампуни, сначала надо изучить все предложения на рынке и собрать комментарии. Затем я могла уехать на встречу с рекламодателем или съемку звезды, а провести вечер на записи подкаста.

В другой день я могла быть в аэропорту уже в четыре утра, чтобы в восемь приземлиться в Париже и, переодевшись в коктейльное платье, отправиться на запуск нового аромата Dior, обед Givenchy или выставку в честь новой коллекции Chanel. Были дни, когда я выходила из офиса ближе к полуночи, а на утро мчала к девяти, чтобы описать с огоньком двести с лишним баночек — победителей премии Glamour Best of Beauty.
Для статьи я собирала больше информации, чем для курсовой в институте
Больше всего я скучаю…
И самое главное, на это было время. В глянце с конца девяностых работали выпускники филфака, истфака, реже журфака, поэтому подход всегда был академический.

Вообще я скучаю по высокому уровню профессионализма. Совсем не хочется выглядеть перед читателями брюзжащей бабушкой, но сейчас, когда я пишу тексты для разных изданий, кайфую именно от тех, где есть редакторы старой школы. Да, тебе могут вынести мозг, почему так, а не так, где ссылки на исследования, откуда цифры, почему цитата слишком длинная. Но ты видишь неравнодушие, работу с текстом и, что очень важно, корректуру.
По визитам в R&D-центры L'Oréal под Парижем, где я впервые пощупала искусственно выращенную кожу, на которой тестируют активные ингредиенты. Или Oriflame в Стокгольме, Procter&Gamble в Цинциннати — там ученые трудятся годами над разработкой и тестом новых формул.

По возможности прогуляться по полям роз в Болгарии с парфюмером Guerlain Тьерри Вассером. Или чтобы тебе на съемке накрасил губы и сказал, в какой ресторан пойти в Париже, Оливье Эшодмезон (он больше четверти века был арт-директором по макияжу Guerlain).

Скучаю по посещениям фабрик Uriage, где можно было увидеть, как термальную воду заливают в банки на месте, потому что потом она теряет свойства. По бекстейджам Недель моды, где директор по макияжу Питер Филипс рассказывал, почему для показа выбрал широкие черные стрелки для глаз, которые словно служат оберегом.

Скучаю по съемкам и сумасшедшим проектам, которые мы придумывали, чтобы показать новинки с необычной стороны, например, подобрать парфюмерию по картам таро, слепить целые города из пластилина в стиле флаконов духов или снять ароматы с котятами из приюта, а заодно рассказать читателям, где можно взять питомца.
Анна Саакян на запуске помад Hermes в Париже
О современных масс-медиа
В 2024 году нет проблемы в недостатке профессиональных каналов информации, есть проблема в их обилии
Это касается не только бьюти, но и других сфер. Я уже второй год являюсь соведущей одного из самых популярных русскоязычных подкастов на тему красоты и здоровья «Бьюти Завтрак». И почти у каждого гостя есть свой канал, где они выступают как эксперты.

Я всегда советую выбирать того, кто вам откликается, и следить за его публикациями. Один из самых простых способов оценить качество информационного источника — в нем всегда должно быть минимум два мнения, и они могут не совпадать. Я боюсь экспертов и статей, которые указывают, что лучшая процедура такая-то, а в 35 надо использовать именно этот крем. Становитесь осознанным потребителем, изучайте все альтернативы.
Анна Саакян и Лючия Пика, арт-директор по макияжу Chanel. Июль 2019
Насмотренность в бьюти-сфере очень важна
Я подписана на профессиональные издания, например Cosmetics Design Europe, рассылки аналитических агентств и агентств по прогнозу трендов: WGSN, Trendalitics, Mintel, Brandwatch, Pantone, Beautystreams. Также смотрю показы, слежу за международными сайтами изданий Conde Nast, креативами Dazed Beauty, блогами бьюти-компаний, по-прежнему стою в рассылках новостей бьюти-пиарщиков, за что им огромное спасибо. Еще я общаюсь и дружу с технологами, косметическими химиками и большим пулом косметологов, дерматологов и трихологов, хожу на бьюти-презентации, конференции и выставки. Недавно вот вернулась с Cosmoprof в Болонье.
Со всеми изданиями, которые мне нравятся, я стараюсь работать как автор или эксперт
Это Flacon, The Blueprint, Forbes, РБК и другие. Очень люблю Marie Claire и Grazia за красивые съемки и страницы, на которых отдыхает и радуется глаз — это одна из главных фишек блогеров и брендов. К 2024 году все, к счастью, поняли, как важно красиво снимать продукты.

Из телеграм-каналов на тему бьюти постоянно читаю таких же наблюдателей, как я сама: Анну Дычеву (BeautyAD), Кристину Фарберову («Крис печатает…»), Марину Сютаеву (ее канал хоть и называется «Контент 40+», но в нем много полезного для девушек всех возрастов). Обожаю ароматные блоги Ксении Головановой, Любы Берлянской, Матвея Юдова. Я подписана минимум на 50 бьюти-блогеров, и стараюсь хотя бы наискосок просмотреть всех. Список интересных каналов растет.
Мой телеграм-канал «Гламурная блондинка» — это дневник наблюдений на тему бьюти и отношений
Премия Glamour «Женщины года 2021»
Канал так называется, потому что я блондинка со стажем, и Glamour реально стал частью меня. Иногда мне кажется, что это одна из моих личностей, которая живет своей жизнью.

Изначально я создавала камерный канал NeSexRelations про отношения — помимо бьюти, я писала на эту тему на сайте glamour.ru. После закрытия журнала я стала много рассказывать про бьюти в своем канале, и вот тут пришлось его переименовать — так появилась «Гламурная блондинка». Но у меня есть подписчики, которые помнят старые посты и просят чаще писать именно про отношения.
О косметике и уходе
Я лишена удовольствия зайти в магазин и совершить эмоциональную покупку
Поэтому отчасти завидую девушкам, которые покупают горы косметики по настроению. Я же начинаю сразу изучать историю: кто производитель, где сделано, у российских брендов — знакома ли я с технологом, кто пиарщик. Если вижу новый классный бренд, выясняю, кто создатель или дистрибьютор, и напрашиваюсь познакомиться. Вот такая профдеформация. Зато отрываюсь на платьях и обуви.
Если про какую-то новинку говорят, а я ее даже не держала в руках, буквально могу начать нервничать
Я профессиональный бьютиголик. Иногда мне кажется, что я чаще тестирую косметику, чем ей пользуюсь. Теперь у меня всегда микс из брендов — моя коллега и подруга Анна Дычева называет такое поведение beauty playlist. В моем плейлисте за годы работы побывали сотни средств, да и сейчас дома косметика расставлена по всей квартире.
Знаменитый nude макияж от Laura Mercier. Ноябрь 2019
В моем уходе есть фавориты, которым я не изменяю годами
Обычно я про них вспоминаю, когда предстоят поездки. Дома можно перемыть голову, если шампунь не подошел, или хотя бы терпеть его только до вечера. В поездках сложно быстро заменить продукт. Проверенные баночки я откладываю в отдельный чемоданчик, а дома бесконечно тестирую новинки.

В моей дорожной косметичке всегда лежит мини-флакон легендарной мицеллярной воды Bioderma, СС или BB-крем Erborian, сухой шампунь Oribe или Batiste, масло для губ Clarins, а летом еще — солнцезащитный крем Institut Esthederm, Bioderma, Clarins или Comfort Zone. Вот на чем никогда не рекомендую экономить, так это на санскринах: солнцезащитные фильтры — одни из самых высокотехнологичных и дорогих компонентов.
Отечественные бренды долго не заявляли о себе громко
И тут я всегда говорю о той огромной роли, которую сыграл создатель Natura Siberica Андрей Трубников. Я считаю его человеком, изменившим отношение к российским брендам и у нас, и во всем мире. Счастлива, что была знакома с ним лично. Сейчас слежу за всеми новинками Natura Siberica и многим пользуюсь.

Еще отмечу The Act: у них отличные скрабы, а за эстетику ставлю пять с плюсом. У Ecolatier люблю гели для душа и мыло для кухни. Нравятся ароматы Poemes de Provence, особенно их свечи и спреи для дома. Из «Мастерской Олеси Мустаевой» тоник «Она иная» в списке моих фаворитов. Среди брендов макияжа, конечно, выделю Shik, Divage и Vivienne Sabo.

Уверена, в ближайшее время будет больше российских брендов декоративной косметики. Знаю, кто их разрабатывает, эти люди в тесном контакте с лучшими визажистами.
Когда начинается хайп на тему новой технологии или ингредиента, я звоню знакомым врачам, технологам и выясняю, так ли инновации прекрасны на самом деле
Например, когда в 33 года я принимала решение колоть ботокс, сначала собрала мнения за и против десяти врачей. Когда речь заходит про косметологию, советую читателям и подругам: обязательно соберите мнения минимум трех врачей из разных клиник и никогда не спешите. А лучше, конечно, найти косметолога, которому вы доверяете и, главное, чье лицо вам нравится.
С бьюти-минимализмом у меня не очень
Мой обязательный набор, от которого я не готова отказываться: очищающие масло или пенка, тоник, увлажняющая сыворотка для лица, питательный крем, крем для кожи вокруг глаз, легкий тон, масло или бальзам для губ, днем всегда санскрин. Еще люблю использовать патчи для глаз и тканевые маски.
Выбор Анны Саакян
Интервью: Анастасия Мирецкая