С палубы на подиумы: почему яхтенный стиль завоевал сердца всех — от королевы Виктории до Курта Кобейна
Морские мотивы из года в год тиражируются дизайнерами в преддверии лета, создавая настроение Лазурного Берега даже в городских джунглях. А тельняшки, брюки клеш, топсайдеры на белой подошве, канатные пояса и плетеные сумки, вдохновленные рыбацкими сетями, интегрировались в повседневный гардероб каждой модницы.

Яхтенный стиль в одежде — пример органичного соединения функциональной рабочей одежды и комфортного, расслабленного стиля кэжуал в повседневный городской контекст. Сегодня мы погрузимся в мир моды и разберемся, как сине-белая полоска стала ключевой вневременной классикой, а парусный спорт подарил высокой моде униформу моряков.
Привет!
Это Богдана Моторкина, куратор сообщества Lamoda
Истоки на берегу
Короли еще с давних эпох задавали моду и вводили тренды, впоследствии охватывающие все слои населения. В середине XIX века индустриализация и технический прорыв оказывает сильное влияние на повседневность горожан и формирует новые привычки.

Так, с появлением в 1844 году первых круизных направлений из Саутгемптона через Гибралтар на Мальту и в Афины, женщинам впервые стал доступен морской досуг. И, как это бывает, мода сразу же начинает реагировать на нововведения.
В 1846 году королева Виктория заказала для своего четырехлетнего сына Эдварда Альберта, принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VII, костюм у портного Королевского флота для позирования немецкому художнику Францу Ксавьеру Винтерхальтеру.

Портрет будущего короля в образе моряка произвел фурор и уже через несколько лет царские особы стали наряжать своих детей в подобные костюмы, и даже форма японских школьников поддалась веяниям моды и была смоделирована по примеру одежды британских моряков.
Прежде чем оказаться на подиуме, тельняшка, адмиральские кители и широкие моряцкие брюки проделали большой путь. Так после военных реформ в конце XIX века тельняшка стала атрибутом формы французского флота.

Регламентированное количество и ширина полос на туловище моряков были зафиксированы — 20 белых шириной 20 миллиметров и 20–21 синяя шириной 10 миллиметров, на рукавах — 14 белых и 14–15 синих. А темно-­синий цвет стал главным, впоследствии получив название navy blue.
Тельняшка стала символом революции в женской моде, унаследовав феминистский посыл, чувство свободы, бунтарское мышление и уход от прошлых укладов. Так, еще в конце XIX века известная французская писательница Колетт надевала матросский костюм, чтобы подчеркнуть свои эмансипированные взгляды.

В последующие десятилетия яхтенный стиль активно начинают носить Пабло Пикассо, Мэрилин Монро и Одри Хепберн, Брижит Бардо, Марлон Брандо, Энди Уорхол и Курт Кобейн.
С тех пор полосатый принт уже не покидает дизайн, костюмы актрис в фильмах и перестает быть курортным атрибутом.

В 2011 году знаменитый парижский
концепт-стор Colette открывает выставку, посвященную морской тематике, где приняло участие множество брендов — от Chanel, YSL и Comme de Garçons до Longchamp и Swatch.
В конце 1910-х Коко Шанель виртуозно изменила моду, освободив женщин от корсета.
Французская Ривьера была центром притяжения европейского бомонда, и, как известно, Коко проводила много времени на берегу, вдохновляясь морской эстетикой и стилем местных моряков.

Позже она выпускает «морскую» коллекцию, сделав тельняшку главным элементом образа, соединяя ее со строгими парусиновыми брюками или твидовым костюмом.

Коллекцию встречают тепло, новый свежий образ поддерживают друзья модельера и французские модницы.
Век перемен
Широкую популярность богемная тельняшка получила в 80-е годы, когда расслабленный женский силуэт вводят марки Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и дизайнер Жан-Поль Готье.


Морской стиль становится визитной карточкой дизайнера. Творчество Готье пронизывают расслабленные сине-белые полосы, он посвящает им свою первую коллекцию под названием Boy Toy 1983 года, цитирует образ в дизайне флаконов парфюмерной серии Le Male in the Navy.
По белой палубе
Одной из самых отличительных деталей яхтенного стиля являются топсайдеры. Их придумал американский предприниматель и популяризатор парусного спорта Пол Эллинг Сперри в 1935 году.

Однажды прогуливаясь со своим псом, он заметил, что подушечки на лапах пса обеспечивают ему устойчивость на скользкой тропинке со льдом. Так родилась идея создания специальной удобной обуви, также известной как boat shoes, для передвижения по лодке, особенностью которых станет рифленая подошва из резины белого цвета, чтобы не оставлять отметины на светлой палубе.

Облик топсайдеров не менялся с тех пор, верх обуви напоминает классические кожаные мокасины с контрастной прострочкой на швах, а край украшен продетыми в люверсы декоративными кожаными шнурками.
Пик моды на топсайдеры пришёлся на 1980-е, именно тогда их занесли в книгу The Official Preppy Handbook — энциклопедию стиля преппи. Они стали воплощением роскошной жизни и признаком наличия у вас яхты.

В более позднее время эту обувь активно начинают носить студенты американских вузов. Сегодня топсайдеры окончательно стали частью повседневного гардероба, с частой периодичностью их можно увидеть в круизных коллекциях брендов, транслирующих морскую тематику, например, Ralph Lauren, Prada, Paul and Shark и других.
Технологии в море
Когда мы говорим об экипировке для парусного спорта, в голову сразу приходит норвежский Helly Hansen. Компания стала популярна у яхтсменов благодаря одежде из водонепроницаемых тканей. Ее придумали Хелли Юэль Хансен и его жена Мэйрин Маргарет в 1877 году, когда разрабатывали униформу для мореходства из плотной грубой ткани, пропитанной льняным маслом. С тех пор это стало фишкой бренда, а технологичные эксперименты с тканями происходят до сих пор.
Так в XX веке Первая и Вторая мировые войны ввели в гардероб мирного населения удобные и непродуваемые моряцкие дафлкоты и бушлаты. И по сей день такую верхнюю одежду можно с легкостью найти в коллекциях дизайнеров, например, любимчика последних лет Джонатана Андерсона — креативного директора и основателя марки J.W.Anderson и также креативного директора бренда Loewe.

Взрывной технологический прогресс и интерес к спортивной одежде в 1970-е повлиял на появление бренда Paul and Shark, чья эстетика полностью посвящена тематике яхтинга. Бренд запомнился знаменитым тонким пуловером из водонепроницаемой шерсти С0Р918, который был разработан в 1978 году, подача была соответствующая — свитер был упакован в узнаваемый железный тубус, напоминающий мачту.
Форма моряков претерпевала множество изменений, она должна была быть практичной, удобной и технологичной.
Как собрать стильный образ для прогулки на яхте
Не обязательно с ног до головы одеваться в полоску, чтобы прочувствовать морское настроение. Составляя образ, можно сделать разные акценты. Например, замиксовать трикотажный вязаный свитер с голубыми джинсами или выбрать total white, дополняя его полосатым платком на шею и коричневыми аксессуарами. Такие образы будут уместны и днем, и вечером, на свиданиях или на работе.
Тельняшка

Эта вещь любима как мужчинами, так и женщинами, потому что она дополняет любой, даже самый базовый, образ. Главное, выбирайте полосатый лонгслив или поло по погоде, чтобы не замерзнуть от ветра.
Кардиган или свитер

Незаменимый помощник
на вечернем променаде несомненно — легкая верхняя одежда. Вязаный пуловер можно стилизовать с рубашкой и джинсами, а если хочется добавить нотку французской легкости, выбирайте кардиган — он идеально впишется в любой образ.
Брюки

Свободные слаксы или джинсы на талии удобны в носке и подойдут для занятия парусным спортом. Сочетайте их с такими классическими элементами гардероба, как рубашка или трендовая футболка без рукавов.
Обувь

Мы уже с вами говорили, что главный фаворит яхтсменов — топсайдеры, но не стоит зацикливаться на мокасинах. Выбирайте простые белые кеды, в которых вам удобно. Также советую посмотреть теннисные силуэты, они отлично дополнят ваш образ.
Чтобы закрепить материал и почувствовать себя настоящим капитаном, присоединяйтесь к бесплатным тренировкам Силы ветра вместе с сообществом Lamoda.
Узнаем вместе об основах яхтинга и устроим прогулку на парусных яхтах.

31 июля — Москва
6 августа — Санкт-Петербург
Промокод действует до 31.12.2022 и может быть использован для записи на тренировку в любом из городов присутствия Силы ветра: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Геленджик, Нижний Новгород, Ярославль, Владивосток, Минск.

Как воспользоваться промокодом: Перейдите на страницу бронирования на сайте Силы ветра и нажмите «забронировать» — выберите подходящую локацию и тип парусной лодки — выберите дату и время — нажмите «Далее» и зарегистрируйтесь в системе — проверьте правильность введенных данных — в поле «Промокод» введите lamoda10 — проставьте согласие на обработку ваших персональных данных и согласие с условиями оферты — нажмите «Оплатить».
Чтобы как можно больше людей успели этим летом выйти под парусом, Сила ветра подготовила промокод lamoda10, который дает скидку 10% на тренировку.
Участвуйте в мероприятиях, которые сделают ваше лето незабываемым